Чем раньше приступить к лечению заикания, тем быстрее будет виден результат и больших психологических проблем удастся избежать.    На ранней стадии заикание обычно не сильно беспокоит ребёнка, но со временем оно усиливается, окружающие всё чаще обращают на это внимание, и кроха начинает сильно переживать из-за своего недостатка.    Чтобы определить причину заикания и избавиться от него, необходимо участие трёх специалистов: невролога, логопеда и психолога. Не удивляйтесь, если на приёме у вас врач поинтересуется вашим возрастом, спросит, как проходила беременность, какие были заболевания у близких родственников, есть ли у кого-то в семье проблемы с речью.    Перед походом к врачу постарайтесь вспомнить, как проходило развитие малыша, когда появились первые звуки, лепет, слоги, слова и фразы. Специалисты оценят, не страдает ли ребёнок от перегрузок или, наоборот, от недостатка внимания. Имеет значение и атмосфера в семье, стиль воспитания, в каких ситуациях и как проявляются проблемы с речью, как сам ребёнок к ним относится.    Врачи и психолог обязательно побеседуют и с ребёнком, чтобы понять, насколько он общителен, хорошо ли развита его моторика, каков уровень его эмоционального и психического развития.    Главная задача такого тщательного обследования - определить причину, место и форму возникновения речевых судорог, а также их периодичность и возможные сопутствующие нарушения. Всё это позволит подобрать для ребёнка занятия, которые помогут ему избавиться от заикания.    При этом одних лишь получасовых занятий с логопедом для успешного результата недостаточно. Заниматься с ребёнком нужно будет ещё и дома каждый день.    На первом этапе логопед, скорее всего, будет учить ребёнка пропускать в речи те слова, которые вызывают самое большое затруднение. Затем - делать паузу перед сложным словом и проговаривать его нараспев.    Самое главное и трудное - избавить кроху от страха перед неудачей и снять напряжение, которое он испытывает во время разговора.    Цель логопедических игр при заикании - расширить словарный запас, поставить произношение отдельных звуков, скоординировать слова с движением.    Очень полезна будет и особая техника дыхания. Простое упражнение - короткий вдох через нос и продолжительный (в течение 4-5-ти секунд) бесшумный выдох через рот - поможет ребёнку произносить на выдохе несколько слов слитно.    Дыхательные упражнения, основанные на пропевании или выкрикивании фраз, помогают расслабить мышцы, участвующие в дыхании. Для получения результата нужно выполнять упражнения 3-4 раза в день по 30-40 минут. Но для стойкого эффекта понадобится не один месяц занятий.    Прекращать занятия можно лишь с согласия специалиста. Даже если вы видите заметные улучшения, отменять лечение нельзя до тех пор, пока ребёнок не будет нормально разговаривать в любой ситуации, даже тогда, когда он испытывает сильные эмоции.    Часто заикающиеся дети нуждаются не только в помощи логопеда, но и в регулярных посещениях психолога. В некоторых случаях, если есть проблемы с центральной и вегетативной нервной системой, для устранения судорог и нормализации речевого аппарата врач-невролог может назначить и медикаментозное лечение. Причём чем старше ребёнок, тем выше вероятность назначения лекарств.    Кроме домашних занятий, которые вам посоветует логопед, старайтесь соблюдать следующие правила:    1) Следите за собственной речью. Разговаривайте негромко, спокойно и медленно (но только не по слогам и не нараспев).    2) У заикающихся детишек ослаблена нервная система, поэтому обстановка в семье должна быть спокойной.    3) Обязательно соблюдайте режим дня.    4) Не разрешайте долго и часто смотреть телевизор. Часто сменяющиеся картинки и мерцание экрана негативно влияют на психику малыша, утомляют и перевозбуждают его.    5) Старайтесь вовлекать ребёнка в коллективные игры со сверстниками.    6) Очень полезны занятия пением, танцами и музыкой. Они помогаю развить правильное речевое дыхание, чувство ритма и повысить уверенность в себе.    7) Чаще занимайтесь лепкой, рисованием и другими видами творчества, которые способствуют развитию мелкой моторики.
|