Главная

Беременность

Календарь беременности

В ожидании ребёнка

Роды

Современная контрацепция

Здоровье мамы во время беременности и после родов

Что можно, а что нельзя беременным?

Здоровье ребёнка

Питание беременной и кормящей мамы

Питание ребёнка

Кормим грудью

Уход за новорожденным

Развитие ребёнка

Я буду папой

Психология семейной жизни

Азбука покупателя

Практикум

Интересные статьи

Карта сайта

Яндекс.Метрика

Счетчик тИЦ и PR

Восприятие мира младенцем

Восприятие мира младенцем

   Зрение, слух, осязание и обоняние являются для малыша главными источниками информации в процессе познавания мира. Благодаря им окружающее ребёнка пространство раскрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Но происходит всё это постепенно.

Зрение. Формирование зрения у ребёнка

   К моменту рождения зрение у ребёнка ещё недостаточно развито. Это обусловлено тем, что нервные центры головного мозга, где замыкаются концы всех анализаторов, не закончили своё формирование. Они совершенствуются по мере роста ребёнка (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

   1 месяц

   Новорожденный ребёнок видит окружающий его мир не так, как видят взрослые. Однако утверждение, будто бы ребёнок воспринимает всё вверх ногами, учёные давно опровергли. В первые 3 - 5 дней после рождения глаза малыша ещё не способны полноценно работать: только лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

   К концу 1 - ой недели жизни малыш начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он ещё не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз из-за слабости глазных мышц.

   Уже через 10 - 14 дней после рождения малыш способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20 - 40 см от его лица. Зрачки ребёнка при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

   К 4 - ой неделе жизни кроха уже может 5 - 10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет. Чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

   2 месяца

   У малыша начинает развиваться так называемое предметное зрение. Ребёнок уже способен длительное время сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40 - 50 см над его грудью, в течение 20 - 25 с. К концу 2 - го месяца жизни движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребёнок длительное время следит за движущимся предметом, поворачивая при этом голову.

   Зрительная система малыша к этому времени позволяет ему воспринимать объёмность, трёхмерность предметов.

   3 месяца

   В 3 месяца младенец может фиксировать свое внимание на объекте лёжа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Ребёнок внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

   В возрасте 3 - 4 месяца малыш начинает различать основные цвета: сначала жёлтый, потом красный, а после зелёный и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, которые расположены в сетчатке глаза и отвечают за восприятие цветов. У новорожденного ребёнка цветовое зрение есть, но оно пока плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

   В первые месяцы после рождения ребёнок лучше всего воспринимает чёрно-белое изображение предметов.

   4 - 5 месяцев

   Зрительное восприятие ребёнка постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев малыш начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется при виде лица члена семьи - и, наоборот, настораживается или даже плачет, глядя на незнакомого человека.

   К концу 4-го месяца жизни ребёнок способен различать плоские и объёмные предметы. Кроха уже почти точно оценивает расстояние до предмета, когда тянется за ним. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Малыш учится рассматривать объекты и классифицировать их как знаковые или незнаковые.

   6 месяцев

   К 6-ти месяцам у ребёнка развивается острое детальное зрение. Поэтому особенное внимание в этот период кроха начинает уделять именно маленьким предметам.

   Начиная с 6-ти месяцев ребёнок уверенно различает близких и чужих людей. Он теперь осознаёт, что отражение в зеркале - его собственное, и улыбается, узнавая себя.

   7 месяцев и старше

   В возрасте 7-ми месяцев ребёнок может связать предмет с его названием. После 7-ми месяцев зрительный анализатор практически завершает своё формирование. В дальнейшем у ребёнка меняется только острота зрения: так к концу первого года жизни острота зрения составляет 1/3 - 1/2 от взрослой нормы и достигает 100% к 3 - 4 годам.

Рекомендации для нормального развития зрения у ребёнка

   1. В помещении, где находится ребёнок, должно быть хорошее освещение. Это способствует нормальному развитию цветового восприятия у малыша.

   2. Игрушки, которые рассматривает ребёнок, должны быть больших размеров и ярких цветов.

   3. Не рекомендуется располагать игрушки ближе, чем на расстоянии 30 - 40 см от глаз ребёнка. Иначе существует риск развития косоглазия у ребёнка.

   4. Нельзя держать игрушки всё время перед лицом ребёнка. Постоянная фиксация взгляда на них способствует бустрому утомлению глаз малыша. Рекомендуется вывешивать их на 20 - 25 мин, с перерывом в 20 - 30 мин.

Слух. Формирование слуха у ребёнка

   1 месяц

   Слух ребёнка формируется полностью к концу первого месяца жизни. Но понимать и воспринимать всё то, что он слышит, ребёнок начинает чуточку позже.

   С первых недель жизни новорожденный ребёнок реагирует на громкий резкий звук. Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Такая реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что родившегося на свет ребёнка. На 3-ей неделе жизни кроха начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает прекращение движения у ребёнка - он замирает и замолкает) длится короткое время, всего 5 - 10 с.

   2 - 3 месяца

   Если в течение первого месяца жизни малыш просто прислушивается к различным звукам и замирает, то со второго месяца ребёнок начинает постепенно ориентироваться в пространстве звуков. Он пытается определить, где располагается источник звука, поворачивает в его сторону голову, стремясь найти его взглядом.

   4 месяца

   Ребёнок в 4 месяца жизни вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, чётко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии (тихо слушает колыбельную песенку и оживляется, когда слышит танцевальную).

   5 месяцев

   В 5 месяцев малыш начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному на них отзывается. На ласковую речь - улыбается, оживляется, а на строгую - напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких ему людей от голосов незнакомцев.

   6 - 7 месяцев

   В возрасте 6 - 7-ми месяцев ребёнок уже знает своё имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него - поворачивает голову, улыбается, тянется к папе или маме.

   8 - 9 месяцев

   В 9 месяцев малыш начинает подражать услышанным звукам. Он уже понимает обращённую к нему простую речь и откликается на неё. Например, при просьбе "дай" находит и даёт знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово "нельзя".

   10 - 12 месяцев

   В этом возрасте ребёнок способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

Рекомендации для нормального развития слухового восприятия у ребёнка

   1. Надо как можно чаще разговаривать с ребёнком, петь ему песенки, рассказывать стишки, сказки.

   2. Нужно использовать в речи различные интонации

   3. Во время бодрствования ребёнка включать на 5 - 10 мин спокойную тихую музыку.

   4. Вешать над кроваткой крохи звучащие игрушки: погремушки, колокольчики и т.д. Эти игрушки не должны издавать слишком громких звуков, чтобы малыш не пугался и не раздражался.

Осязание. Формирование осязания у ребёнка.

   Осязание дополняет информацию, которую малыш получает от органов зрения и слуха.

   У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Почти всю информацию о внешнем мире ребёнок после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период ещё недостаточно развиты.

   Именно телесный контакт с окружающим миром позволяет ребёнку испытывать новые ощущения, чувствовать своё тело. Руки мамы способны передать младенцу спокойствие. Ребёнку очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному ребёнку, что его мама рядом и всё хорошо.

   Если прикоснуться к ресничкам, щёчкам или ушкам 2-х-3-х-месячного ребёнка, он не просто зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет их тереть. Это так называемая реакция кожного сосредоточения. Начиная с 4-х месяцев её можно вызвать, прикасаясь к животику и ладоням малыша.

   Приблизительно в 5 месяцев ребёнок начинает проявлять интерес к лицу матери, изучая его с помощью касаний. Во время кормления грудью ребёнок не только с интересом разглядывает маму, но и трогает её ручками.

   С 5-ти месяцев ребёнок может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом познаёт их уже не только ручками, но и ртом. Приблизительно в это время малыш начинает исследовать своё тело, ощупывая его и прикасаясь к самому себе ручками.

Обоняние. Формирование обоняния у ребёнка

   Уже в возрасте 2-х месяцев у детишек прекрасно развито обоняние. Малыш использует его как средство общения с мамой (её запах словно сигнал для ребёнка - "мама здесь"). Ребёнок быстро успокаивается и засыпает, когда чувствует рядом родной запах.

   В возрасте 2 - 3 месяца младенец уже способен выражать своё отношение к приятным и неприятным запахам. На приятные запахи он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, а на неприятные запахи - гримасой недовольствия и чиханием.

   После полугода с введением прикорма ребёнок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

Рекомендации для нормального развития тактильного восприятия у ребёнка

   1. Не надо надевать на ребёнка распашонки с зашитыми рукавами во время его бодрствования.

   2. Не надо пеленать малыша с ручками, если он не спит.

   3. Предлагать малышу игрушки с различными структурами поверхности (пушистые, шершавые, жёсткие, шуршащие и т.д.).

   4. Не ограничивать телесный контакт мамы с малышом. Как можно чаще дотрагиваться до ребёнка, поглаживать его.

Эмоции. Формирование эмоций у ребёнка

   1 месяц

   Эмоции маленького ребёнка непроизвольны: ведь он ещё не руководит своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими. Эмоциональное развитие ребёнка зависит непосредственно от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям надо стараться как можно больше уделять внимания ребёнку, поощряя его выражать свои эмоции.

   Первыми эмоциональными реакциями ребёнка являются: хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают ребёнку приспособиться к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы. Иногда на личике малыша можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная - так называемая физиологическая улыбка. В 1,5 - 2 месяца у ребёнка появляется первая осознанная улыбка: малыш радуется, глядя на взрослого.

   2 - 3 месяца

   С 3-х месяцев движения и эмоции малыша собираются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая получила название "комплекс оживления". Когда взрослый наклоняется к маленькому ребёнку, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит.

   Комплекс оживления выполняет две функции:

   - сопровождает радость ребёнка по поводу полученных впечатлений;

   - служит средством общения (причём функция общения в этот период развития становится для ребёнка главной).

   4 - 6 месяцев

   В 4 месяца малыш начинает громко и заразительно смеяться, а также реагирует на щекотания.

   На 5-ом месяце малыш открывает для себя, что окружающие люди могут быть разными: есть близкие, родные, а есть и чужие, незнакомые. В присутствии незнакомого человека ребёнок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, может заплакать. Однако если чужой человек показывает своё доброе отношение к ребёнку, разговаривает с ним и улыбается, то настороженное внимание сменяется на улыбку. p>   Кроме того, в таком возрасте ребёнок неуютно себя чувствует в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности малыш нуждается в присутствии мамы.

   7 месяцев и старше

   Уже к 7 - 9-ти месяцам эмоции ребёнка становятся ещё более сложными. С их помощью ребёнок выражает гнев, печаль, радость.

   В это же время начинает формироваться "социальная ссылка": при столкновении с незнакомой ситуацией ребёнок внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы или других близких людей - именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения.

   Во втором полугодии малыш пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Таким образом у ребёнка формируется образ самого себя.

   В промежутке между 7-м и 11-м месяцами появляется так называемый "страх расставания" - грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

   Для того чтобы ребёнок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств ребёнка (слух, зрение, осязание, обоняние) были тоже достаточно развитыми. А развиваются эти органы чувств в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и плотнее взаимодействие ребёнка с близкими людьми, тем больше информации ребёнок получает. А это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Рекомендации для нормального эмоционального развития у ребёнка

   1. Рекомендуется создать спокойную атмосферу в семейном кругу.

   2. Обязательно реагировать на плач ребёнка - подойти к нему, взять на руки, поговорить, пожалеть и т.д.

   3. В период бодрствования ребёнка стараться как можно чаще разговаривать с ним, улыбаться ему.

   4. Реагировать надо не только на отрицательные, но и на положительные эмоции крохи.

<<<назад     вперёд>>>

Нравится статья? Поделись с подругами и друзьями!
(c) cynepmama.ru - Всё о беременности и родах. При использовании материалов сайта не забудьте поставить активную ссылку на cynepmama.ru!