Главная

Беременность

Календарь беременности

В ожидании ребёнка

Роды

Современная контрацепция

Здоровье мамы во время беременности и после родов

Что можно, а что нельзя беременным?

Здоровье ребёнка

Питание беременной и кормящей мамы

Питание ребёнка

Кормим грудью

Уход за новорожденным

Развитие ребёнка

Я буду папой

Психология семейной жизни

Азбука покупателя

Практикум

Интересные статьи

Карта сайта

Яндекс.Метрика

Счетчик тИЦ и PR

Первые шаги ребёнка

Первые шаги ребёнка

   В течение первого года жизни младенец совершает большой скачёк. Из маленького комочка со сжатыми кулачками кроха превращается в самостоятельно передвигающегося любознательного человечка. А как же это происходит - первые шаги ребёнка?

   Начиная с самого рождения кроха активно берётся за освоение всё новых и новых двигательных навыков, постепенно развивает мышцы и координацию движений.

   Приблизительно в одни и те же сроки детишки учатся:

    - в 1-3 месяца - держать головку, удерживать предметы;

    - в 3-6 месяцев - поворачиваться, поднимать верхнюю часть туловища, сидеть;

    - в 6-9 месяцев - вставать на четвереньки, стоять у опоры;

    - в 9-12 месяцев - ползать на четвереньках, стоять без опоры, ходить с поддержкой;

    - в 14-15 месяцев - ходить уже самостоятельно.

   Возраст освоения тех или иных навыков для каждого ребёнка индивидуален и зависит от комплекции младенца, умения балансировать, мышечного тонуса, мотивации и помощи родителей.

   Самые первые свои шажочки младенец может сделать в первые недели после рождения. Если взять ребёнка под мышки и, придерживая, поставить на твёрдую поверхност, то он будет опираться на ножки. А если его наклонить немного вперёд, то будет совершать шаговые движения. И это не настоящая ходьба, как мы её воспринимаем, а безусловный рефлекс опоры.

   Тем не менее отсутствие этого рефлекса может говорить о перенесённой гипоксии во время беременности, внутричерепной травме или других нарушениях и не должно оставаться без должного внимания со стороны родителей.

   Ребёнок развивает мышцы ног, пока учится переворачиваться и садиться, а ориентировочно с возраста 5-ти месяцев он будет с большим удовольствием отталкиваться ножками от коленей взрослого, если его придерживать за подмышки.

   После того как малыш научится самостоятельно сидеть и ощутит преимущества вертикального положения (ручки свободны для игр, хороший обзор окружающего пространства), примерно с возраста 8-ми месяцев кроха, вероятнее всего, попытается вставать, держась при этом за бортик кроватки или мебель.

   А это говорит о том, что уже через несколько недель ребёнок начнёт ходить по дому, держась за мебель, периодически падая или садясь, переползая к новой опоре, заново вставая и продолжая свой путь дальше.

   Вскоре после этого он приступит к освоению и сопутствующих движений: будет пробовать присесть и поднять игрушку из положения стоя.

   После кроха начнёт перебегать от одной опоры до другой, делая при этом несколько быстрых шажков. И когда он достигнет возраста 13-14 месяцев, то пойдёт уже самостоятельно.

   На продолжении 2-3-х месяцев ходьба может быть неустойчивой, но будет совершенствоваться с каждым днём. В это время походка ребёнка довольно сильно отличается от манеры ходить у взрослых людей.

   Когда малыш только начинает ходить без опоры, он, для того чтобы сохранить равновесие, расставляет широко стопы, ходит раскачиваясь, балансирует при этом руками и смотрит только прямо. При всё при этом он ходит на несгибающихся ногах - совершает как бы пинки коленями, дёргая ножкой.

   Такая манера ходьбы сохранится ещё несколько лет, пока у ребёнка не окрепнут связки, которые осуществляют контроль движения колена.

   Со временем по мере освоения навыка стопы сближаются, кроха учится поддерживать равновесие без помощи рук, свободно ими двигать, тянуться к предметам, нести в руках какую-либо игрушку.

   Постепенно чадо начинает осваивать и тонкости: примерно в 14-15 месяцев учится наклоняться, пятиться назад, везти за собой игрушку. К 1,5-2-м годикам ребёнок начинает осваивать подъём и спуск по сестнице, прыжки, броски мяча ножкой.

   Совершенствование ходьбы будет продолжаться почти до 3-х лет, но наиболее эффективной будет диагностика и корректировка, проводимые в самые первые месяцы освоения данного навыка.

Возможные проблемы при формировании навыка ходьбы у ребёнка

   Нарушение формирования навыка ходьбы может случаться по разным причинам, поэтому родителям необходимо помнить о важности профилактических осмотров на первом году жизни малыша.

   Посещение педиатра, хирурга-ортопеда, невролога, окулиста и сдача всех нужных анализов при проведении диспансеризации в год помогут определить вероятность возможных отклонений и их причины.

   К часто встречающимся проблемам относятся:

    1. Ребёнок не начинает ходить до полутора лет или ребёнок пошёл в возрасте около года, но ходит оень неуверенно и непродолжительное время, и на протяжении нескольких месяцев совершенствование навыка не происходит.

   Вероятнее всего, причиной этого будет неврология: это могут быть последствия перенесённой травмы (родовой, черепно-мозговой), ДЦП, наследственные заболевания нервной системы, которые провоцируют задержку моторного развития. После проведения обследования и ряда анализов врач сможет составить курс реабилитации.

    2. Малыш часто падает, постоянно ходит с родителями за руку, отказывается ходить самостоятельно.

   Одной из причин данной проблемы может служить то, что кроха плохо видит. В таком случае стоит незамедлительно пройти обследование у окулиста.

    3. Ребёнок боится самостоятельно ходить, хотя физически уже готов к этому.

   Возможно, что проблема в данной ситуации имеет психологический характер: кроха может быть сам по себе очень осторожный, или он однажды сильно чего-то испугался, или получил сильный ушиб, когда попробовал пойти самостоятельно, и теперь не может решиться на повторную попытку.

   В любом случае не стоит ругать малыша и торопить его. Здесь очень важна поддержка со стороны родителей, их доброжелательный настрой и желание помочь ребёнку самому захотеть сделать первый шаг.

    4. У ребёнка наблюдаются значительные нарушения походки.

   Причина может быть в недиагностированном вовремя подвывихе тазобедренного сустава. Хирург-ортопед должен провести осмотр ребёнка, чтобы исключить эту возможную причину.

    5. Ребёнок постоянно ходит на носочках.

   Возможная причина этого может крыться в повышенном тонусе (спазме) икроножных мышц. Вероятнее всего, потребуется массаж, курс специальной гимнастики, специализированная обувь.

    6. Положение стоп младенца при ходьбе отличается от нормального.

   В норме стопы должны быть параллельны друг другу. В процессе ходьбы такое положение стоп сохраняется. Когда ребёнок начинает ходить, то возникает довольно большая нагрузка на его стопы, а так как стопа ещё не сформирована полностью, могут возникнуть разные отклонения.

Деформация стопы ребёнка

   Существует несколько вариантов деформации стопы:

    1. Варусное приведение стоп. Стопы повёрнуты друг к другу носками, ребёнок косолапит, стопа завалена наружу, стирается наружный край подошвы обуви.

    2. Вальгусная установка стоп. Стопы значительно разведены в стороны, стопа завалена внутрь, внутренний край подошвы обуви ребёнка стирается быстрее.

    3. Эквиноварусная деформация стоп. Ребёнок постоянно ходит на носочках, не касается пяткой пола и даже не может опустить её на пол, свод похож на чашу, стопа завалена наружу.

    4. Эквиновальгусная деформация. Происходит то же самое, что и при эквиноварусной деформации стоп, только стопа завалена внутрь.

   При любом виде деформации стопы происходит неправильное перераспределение нагрузки при стоянии и ходьбе, которые могут в значительной степени прогрессировать с течением времени. Поэтому при появлении отклонений требуется приступить к коррекции.

Как помочь ребёнку сделать первый шаг?

    1. Как сесть, так и встать и пойти малыш должен сам. Не надо его заставлять. Не ставьте ребёнка постоянно на ножки, если ещё не готов к этому.

    2. Давайте ребёнку возможность как можно больше двигаться, поощряйте его движения, делайте с ним зарядку. Чем больше ребёнок находится в движении, тем быстрее он осваивает новые навыки.

    3. Чтобы ребёнок научился вставать и передвигаться с опорой, предложите ему какой-нибудь устойчивый предмет, наприер, пуфик или маленький стульчик. Малыш сможет вставать с их помощью, ходить вокруг или тихонько двигать перед собой. После этого можно уже предложить ему большую и безопасную игрушку на колёсах, чтобы ребёнок мог шагать за ней, держась за ручки.

    4. Также и вы, родители, можете непосредственно помочь ребёнку сделать первые шаги:

    - поставив его между своими ногами и, ведя за обе ручки, иногда отпускать поочерёдно то одну, то другую;

    - сесть перед ребёнком на колени, протянуть к нему обе руки и сначала брать его за ручки и подводить к себе, а затем просто протягивать к нему руки, подбадривать, звать и приглашать оторваться от опоры и пройти несколько шагов к вам.

   А вот ходунки и прыгунки никак не помогут ребёнку быстрее или лучше научиться ходить. Надо воспринимать их как аттракцион - возможность занять кроху на несколько минут и тем самым облегчить жизнь маме.

   Начинать пользоваться ходунками и прыгунками можно только после того, как ребёнок начал устойчиво сидеть с прямой спинкой. Лучше всего проконсультироваться с врачом перед покупкой, чтобы избежать искривления позвоночника. Вообще такие приспособления можно использовать не более чем по 3-5 минут 2-3 раза в день.

   Иногда родители пользуются так называемыми вожжами, поддерживая ребёнка во время прогулки. Это предмет, который помогает родителям меньше напрягать спину, не наклоняться постоянно, чтобы поддерживать кроху. Гулять с ребёнком таким способом следует на асфальтовой дорожке, падение на которую может быть очень болезненным и травмоопасным для малыша.

   Если же ребёнок ходит по траве, лучше предоставить ему возможность самостоятельно передвигаться, учиться падать и вставать на ножки заново.

Выбираем обувь малышу

   Ножка младенца, когда он только начинает ходить, совершенно особенная. Стопа почти плоская, свод ещё не полностью сформирован, на стопе может быть заметная жировая подушечка. Вдобавок он двигается особенным образом - часто встаёт на носки, бегает и прыгает.

   Обувь должна учитывать эти особенности (удобно, если подошва обуви не совсем твёрдая, а может гнуться в области пальцев, чтобы было удобно вставать на носочки).

   Далеко не всем деткам нужна ортопедическая обувь. Такая обувь требуется для коррекции каких-то проблем, а не для профилактики. Порекомендовать ортопедическую обувь может только врач.

   Очень полезно ходить босиком, особенно по неровной поверхности, ортопедическим или закаливающим дорожкам.

   Интересные материалы:
Восприятие мира младенцем.
Рефлексы новорожденного. Врождённые рефлексы.
Учимся ползать. Как научить ребёнка ползать.
Как научить ребёнка говорить.
Выбираем обувь ребёнку. Первая обувь для ребёнка.

   Найти дополнительную информацию о развитии ребёнка, о здоровье ребёнка, узнать всё о беременности и родах, а также обо всём, что с этим связано, вы можете на сайте для родителей cynepmama.ru.

<<<назад     вперёд>>>

Нравится статья? Поделись с подругами и друзьями!
(c) cynepmama.ru - Всё о беременности и родах. При использовании материалов сайта не забудьте поставить активную ссылку на cynepmama.ru!