Главная

Беременность

Календарь беременности

В ожидании ребёнка

Роды

Современная контрацепция

Здоровье мамы во время беременности и после родов

Что можно, а что нельзя беременным?

Здоровье ребёнка

Питание беременной и кормящей мамы

Питание ребёнка

Кормим грудью

Уход за новорожденным

Развитие ребёнка

Я буду папой

Психология семейной жизни

Азбука покупателя

Практикум

Интересные статьи

Карта сайта

Яндекс.Метрика

Счетчик тИЦ и PR

Малыш на руках

Малыш на руках

   В былые времена было широко распространено мнение, что чем меньше времени проводит малыш на руках у взрослых, тем лучше. Желание младенца побыть на ручках считалось признаком его разбалованности. Однако после проведения многочисленных исследований и наблюдений специалисты доказали, что на самом деле всё обстоит наоборот.

   Дело в том, что ребёнку надо получить определённый набор ощущений и переживаний при взаимодействии с мамой. Если младенец лишён такого опыта, то он просто не сможет гармонично развиваться в будущем.

   Поэтому многие педиатры и психологи в наши дни утверждают, что стремление новорожденного ребёнка находиться на руках у мамы - это естественная потребность, которая необходима для его нормального развития.

Мир для новорожденного

   Мир для новорожденного - это его мама. В период беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело крохи находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Ещё не родившийся ребёнок чувствует там себя спокойно и уютно.

   После родов ребёнок словно попадает в совершенно другой мир, где ему становится неуютно и страшно.

   Ощущения крохотного человечка разделяются на знакомые ему по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ощущения ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, скрывают в себе опасность и угрозу.

   Сохранить прежние ориентиры малыша можно только лишь за счёт постоянного присутствия рядом с младенцем его мамы. Её запах, прикосновения, биение её сердца и ритм дыхания напоминают ребёнку комфорт внутри утробы и помогают ему вернуть чувство безопасности и спокойствия.

   Физический контакт ребёнка с матерью является одним из самых важных условий лёгкой его адаптации к новым условиям жизни. Ребёнку необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в различных ситуациях: когда он не может заснуть, когда он чего-то боится, когда не хочет общаться и т.д.

   К моменту рождения из 5-ти органов чувств наиболее развитыми являются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций.

   Тактильные рецепторы располагаются по всему телу младенца, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям и ношению на руках.

Общение младенца с мамой

   С самого рождения ребёнок наделён способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней малыш всячески пытается добиться близости с мамой и привлекает к себе её внимание при помощи различных звуков, плача, крика или движений. Здесь очень важно с пониманием реагировать на каждый такой каприз крохи и по возможности стараться удовлетворить его потребности.

   В некоторых случаях плач ребёнка может быть вызван именно тем, что младенец хочет побыть с мамой. Если же мама не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений, то он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать родителей на взаимодействие.

   Нехватка тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребёнка различных фобий (страхов), неврозов, нарушениями речи, энурезу, а также повлиять на его характер и становлении как личности.

   Чувство, которое развивается у ребёнка в самых ранних и тесных отношениях с его мамой, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия с окружающим миром.

   Дети, которые с детства лишены тепла материнских рук, довольно часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, неуверенными в себе, необщительными, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой.

   Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у малышей, растущих с самого рождения без мамы.

   Наблюдения проводили в домах ребёнка, воспитанники которых были лишены материнской ласки, любви и прикосновений нежных рук. В результате у детей отмечалась задержка психического и физиологического развития и формирование защитного поведения. Также было определено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с возраста 2-х месяцев.

   Это лишний раз доказывает, что на здоровье ребёнка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с мамой. Материнский голос, ласковые прикосновения, прижимания к груди - всё это необходимые раздражители для развития коры головного мозга.

Ручной ребёнок

   Как правило, ручной период у ребёнка продолжается от рождения до момента, когда он начинает уже ползать (возраст 6-7 месяцев). С этого времени кроха хочет познавать всё сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках.

   Продолжительность ручного периода у каждого ребёнка индивидуальна и напрямую связана с темпераментом младенца, особенностями его характера и состоянием его здоровья.

   Чем же отличаются детишки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, которые этого лишены? Отличия заключаются в следующем:

    1. Прикосновения - это один из самых важных стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в разные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.

   Дети, которых много носят на руках, как правило, опережают своих сверстников по показателям нервно-психического развития. У них быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше начинают понимать речь чужих людей и успешнее в собственной речи.

   Кроме того, дети, которых носят на руках, демонстрируют великое множество эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления её чувств: улыбку, удивление, радость и т.д. - и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения (отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками).

    2. Прикосновения снимают стресс. Ручные детишки имеют более низкий уровень гормона стресса - кортизола. Объятия мамы не просто успокаивают малыша, но и снимают ощущения боли за счёт выработки эндорфинов. Поэтому многие мамы инстинктивно прижимают ребёнка к себе, когда тот плачет и кроха быстро успокаивается.

    3. Замечено, что у детишек, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от кишечных колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, который активизирует работу желудочно-кишечного тракта.

   Чем больше концентрация этого гормона, тем с большей эффективностью происходит переваривание пищи у ребёнка. Кроме того, мамино тепло согревает животик младенца, снимая при этом боль.

    4.Находясь на руках у мамы, кроха лучше взаимодействует с внешним миром и активнее его познаёт. В период подрствования, когда малыш находится в спокойном состоянии рядом с мамой и не тратит свои силы на плач, то он лучше присматривается и прислушивается к окрыжающим его предметам.

    5. Постоянный контакт с мамой формирует у младенца чувство полного доверия к ней. Между ребёнком и мамой устанавливается плотная взаимосвязь.

   Мама, которая носит своего ребёнка на руках, лучше понимает его желания, воспринимает его потребности и вовремя их удовлетворяет.

   При эмоционально положительных отношениях ребёнка с мамой у него формируется ранняя детская привязанность к матери, которая помогает удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного и позитивного чувства в будущем складываются все взаимоотношения младенца с окружающим его миром.

   Интересные материалы:
Бондинг. Связь матери и ребёнка.
Восприятие мира младенцем. Воспитание чувств.
Рефлексы новорожденного. Врождённые рефлексы.
Учимся ползать. Как научить ребёнка ползать.
Первые шаги ребёнка. Первый шаг в жизни.
Развивающие игры для младенцев. Игры для развития малышей.
Как научить ребёнка говорить. Как научить ребёнка правильно говорить.
Развитие воображения. Как развить воображение.

   Найти дополнительную информацию о развитии ребёнка, о здоровье ребёнка, узнать всё о беременности и родах, а также обо всём, что с этим связано, вы можете на портале для родителей cynepmama.ru.

<<<назад     вперёд>>>

Нравится статья? Поделись с подругами и друзьями!
(c) cynepmama.ru - Всё о беременности и родах. При использовании материалов сайта не забудьте поставить активную ссылку на cynepmama.ru!